Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №15"

Адрес141005, Московская область, Мытищи, ул. 2-ая Институтская, 2

Контакты администрации +7(495)582-29-68 school_15@edu-mytyshi.ru

Нормы речевого развития ребёнка в 6-7 лет

                Седьмой год в развитии речи ребёнка — заключительный этап формирования основ его устной речи.
    Словарный запас растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту                способность надо использовать, организуя игры, читая книги, просматривая телепередачи. Существует большой        разрыв в количестве слов у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарем, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и развивающие свой словарь самостоятельно, и встречаются дети, чей словарь ограничен бытовой тематикой. Проверить состояние словаря несложно.

                                            
               К 6 годам дошкольник должен:
   1) владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт,          посуда,           инструменты, овощи, фрукты,
   2) ягоды, в ремена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или                 приборы,               домашние и дикие животные, птицы, насекомые);
   3)  различать предметы, похожие по звучанию или по назначению: кувшин –ковшик; миска - чашка,                     тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер … А смешение подобных понятий у детей           нередко встречается: кресло ребенок может назвать стулом, а стакан – чашкой…;
    4)  знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье,                  ножки;
    5) владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-         передает-выдает, подчеркнуть- зачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знать, что делают различными
     инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и
     птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут);
    6) уметь подобрать антоним: высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой,                      молодой - пожилой.
     7)  правильно употреблять предлоги времени и пространства: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-          под, около, перед, между, после.
     8) хорошо ориентироваться во времени:  - знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.


                   Грамматический строй, связная речь
                   К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и                сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При          этом, все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.
     

        Проверьте:
      - умеет ли ребёнок образовывать множественное число существительных (стул – стулья, окно – окна,              ведро – ведра, пень –пни…);
      - уменьшительные и увеличительные формы слов (стульчик, платьице, креслице, камушек, домище,                волчище, хвостище…);
       - не нарушена ли структура длинных слов (электричество, милиционер, конструктор, строительный                  материал);
       - сможет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке.
     

          Родителям рекомендуется использовать и специальные игровые упражнения для развития связной               речи детей:
     1. учить подбирать определения и эпитеты (собака – какая? – большая, длинношерстная, служебная …);
     2. узнавать предметы по описанию ( кудрявая, белоствольная, зеленая, с серёжками – это...);
     3. подбирать действия к предмету и наоборот;
     4.подбирать синонимы, антонимы;
     5. называть слова с определенным слогом, звуком (н-р, игра «Найди словечко на заданный звук» на                     кухне, на улице и т. д.);
     6.  составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
     7.  придумать, проговорить и сравнить короткие и длинные слова (пол – потолок, кофе – кофейник, соль            – солонка, солнце – подсолнух …);
     8. назвать по – новому стихотворение, сказку, рассказ;
     9. помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр – самолёт, шапка –невидимка...»;
     10. придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
     11. придумать название замку, фантастическому животному и т. д.; придумать продолжение сказки;
     12. рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая ..)

                Звукопроизношение
               При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести              годам        дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

              Фонематическое восприятие
             У детей 6 – 7 лет должно быть развито не только правильное звукопроизношение, но и                              сформировано фонематическое восприятие. Они должны уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих      (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш,ч-щ, з-ж,          р-л...). Недоразвитие слухового восприятия звуков может стать причиной неуспеваемости в школе.
                Для развития фонематического слуха есть много способов, но лучше всего начинать с самого               простого. Можно поиграть в «Молчанку»: закройте глаза и послушайте какое-то время звуки квартиры            или  улицы, затем откройте глаза и расскажите, что слышали. Для того, чтобы научить ребенка
различать звуки природы, совсем не обязательно выезжать в лес – можно
использовать разнообразные аудиозаписи. Кругозор шести или семилетнего
ребёнка развит настолько, что он может легко угадать и журчание ручья, и
шум водопада, и шелест листьев, и пение птиц…
Следующая игра – «Какая крупа как звучит?». В одинаковые баночки,
например, от киндер-сюрприза насыпьте горох, фасоль, гречку и манку.
Сначала необходимо познакомить ребенка со звучанием крупы в каждой
баночке, затем предложить определить на слух «вслепую». Манку, кстати,
услышать труднее всего. Если ребёнок не слышит её, значит, физический
слух его понижен.
После того как научились слушать звучание окружающего мира, можно
заниматься с речевыми звуками. Есть игра «Послушай и хлопни». Нужно
хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовёт среди цепочки звуков какой-то
заданный. Лучше всего начинать с гласных звуков. Но не забывайте, что
гласных у нас всего 6: [а], [и], [у], [о], [ы], [э]. А вот е, ё, ю, я — буквы, при
произношении каждой из них слышится два звука (гласный + й) - их лучше
не брать.
Если ребенок легко определяет заданный звук среди других звуков или
слогов, переходите на нахождение звука в словах. Можно предложить игру
«Хитрый фотограф». Нужно «сфотографировать» предмет, в названии
которого слышится, например, [С]. А взрослый говорит, правильно ребёнок
«сфотографировал» или нет. Если неправильно, то, чтобы не обидеть, лучше
сказать, что плёнка плохая или батарейки сели, попросить их заменить.
Можно усложнить задание, предлагая найти предметы, в названии которых
заданный звук встречается в определенной позиции (в начале, в середине или
в конце слова).
Необходимо развить у ребёнка познавательный интерес, связанный с
развитием речи и с будущим обучением.
Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением,
его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы
ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими
наблюдениями, выводами, переживаниями.
Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного,
доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику,
подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не
заметил, что вы его поправили. И, конечно, основной источник речевых
образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт
слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто
не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры,
ни даже полноценное речевое общение на разговорно – бытовом уровне.

Дата публикации — 18.11.2018